Медицинские статьи: ХОРОШЕЕ ОРИЕНТИРОВАНИЕ НА МЕСТНОСТИ ПРИВОДИТ К УВЕЛИЧЕНИЮ РАЗМЕРОВ МОЗГА. Медицинские статьи: ПСИХОЛОГ, ПСИХОТЕРАТЕВТ, ПСИХОАНАЛИТИК, ПСИХИАТР.В ЧЕМ ОТЛИЧИЯ? Медицинские статьи: МУЖЧИНЫ ГЛУПЕЮТ ОТ ТЕЛ Медицинские статьи: НОВОЕ ЛЕЧЕНИЕ В ЛЕЧЕНИИ САХАРНОГО ДИАБЕТА 1 ТИПА Медицинские статьи: РЕБЕНКУ ТРИ МЕСЯЦА Медицинские статьи: ПОСЕТИТЕ НАШИ ШКОЛЫ Медицинские статьи: ЧТО ТАКОЕ ИМПОТЕНЦИЯ ? ОСНОВНЫЕ ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ Медицинские статьи: ДИАГНОЗ БОЛЕЗНЬ АЛЬЦГЕЙМЕРА ПО АНАЛИЗУ КРОВИ Медицинские статьи: ОЧЕНЬ РАНЕНЫЙ СОЛДАТ Медицинские статьи: ПРЕИМУЩЕСТВА СИДЯЧЕЙ РАБОТЫ Медицинские статьи: ГАНС СЕЛЬЕ О СТРЕССЕ. Медицинские статьи: ПРОИЗВЕДЕНА ОПЕРАЦИЯ ПО ПЕРЕСАДКЕ ГОРТАНИ Медицинские статьи: НОВОРОЖДЕННЫЙ - ПЕРВЫЙ ДЕНЬ ДОМА Медицинские статьи: ВСЕРОССИЙСКИЙ ПРОЕКТ « ВСЕ НА ЗАРЯДКУ!» Медицинские статьи: КАК ПРОИСХОДИТ ПОВЫШЕНИЕ ДАВЛЕНИЯ И ЧТО ПРИ ДАННЫХ СИТУАЦИЯХ ДЕЛАТЬ Медицинские статьи: ДЖЕНЕРИКИ (ГЕНЕРИКИ) И ОРИГИНАЛЬНЫЕ И ОРИГИНАЛЬНЫЕ ЛЕКАРСТВЕННЫЕ ПРЕПАРАТЫ. ЧТО ЛУЧШЕ? Медицинские статьи: ЛЕЧЕНИЕ ГЛИСТАМИ В США. Медицинские статьи: ВИРУСНЫЕ ГЕПАТИТЫ (ПОСОБИЕ ДЛЯ ПАЦИЕНТОВ) Медицинские статьи: ДЕПРЕССИЯ ВЫЗЫВАЕТ БОЛЕЗНИ ЧАЩЕ, ЧЕМ ГЕНЕТИКА И ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА Медицинские статьи: БОРЬБА С АБОРТАМИ Медицинские статьи: ИНТИМНАЯ ГИГИЕНА ДЛЯ ЖЕНЩИН. КАК СОБЛЮДАТЬ. Медицинские статьи: МЕДИЦИНСКИЙ ТУРИЗМ Медицинские статьи: ЧТО ТАКОЕ ГИДРАДЕНИТ? Медицинские статьи: ПОЛЬЗА ДЕТСКИХ СЛЕЗ Медицинские статьи: КАК ЗАЩИТИТЬСЯ ОТ КЛЕЩЕЙ В ПОХОДЕ, НАРЫБАЛКЕ, НА ОТДЫХЕ В ЛЕСУ. Медицинские статьи: КОПЧИКОВЫЙ ЭПИТЕЛИАЛЬНЫЙ ХОД. ХОД ОПЕРАТИВНОГО ВМЕШАТЕЛЬСТВА, ФОТО Медицинские статьи: МОЛЕКУЛЯРНЫЙ МЕХАНИЗМ МЕТАСТАЗИРОВАНИЯ РАКА МОЛОЧНОЙ ЖЕЛЕЗЫ В КОСТИ Медицинские статьи: НОВАЯ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ТЕРАПИЯ ДЛЯ ЛЕЧЕНИЯ НЕВРОЛОГИЧЕСКИХ ЗАБОЛЕВАНИЙ Медицинские статьи: МАССАЖ ЛИЦА ИЛИ КАК СОРАНИТЬ МОЛОДСТЬ Медицинские статьи: СТОИТ ЛИ ОСТАВАТЬСЯ ЧИСТЫМ?

ПСИХОЛОГ, ПСИХОТЕРАТЕВТ, ПСИХОАНАЛИТИК, ПСИХИАТР.В ЧЕМ ОТЛИЧИЯ?

 Прежде всего, следует отделить психиатра от двух других представителей данного вопроса. Психиатр - это человек с высшим медицинским образованием, врач, в обязанности которого входит помочь человеку через, прежде всего,медикаментозное лечение. Психологическое консультирование, в данном случае, очень вторично. Психолог и психоаналитик - не лечат медикаментозными препаратами. Они лечат словом, советом, идеей, анализом ситуаций. Если разграничить этих представителей профессии, то в психологии существует очень много направлений. Например, психоаналитик принадлежит к психоаналитическому направлению. Существует много разных других направлений, которые опытный психолог использует в своей работе, в зависимости от проблемы своего клиента.
           В принципе, позиционирование психолога на том или другом приеме - вне зависимости, от направления - едино. Это прежде всего - уметь слушать и через определенные наводящие вопросы направлять своего пациента.
          Психолог не исследует ценности и резоны клиента, не пытается их обсуждать или пересматривать, он стремится лишь к углубленному пониманию и сопереживанию. Ведь Человек всегда нацелен вперед, к росту и развитию, и задача психолога – поддерживать это стремление к самоактуализации, все большей независимости и свободе. Психолог способствует самостоятельности в принятии решений, пробуждает чувство ответственности, он личностно причастен к процессу трансформации и росту человека. И помогает клиенту изменить свои реакции на внешние или внутренние стимулы, снимая негативную проблему.
          А это рассказ о клинической психологии, как об особой специальности, доктора психологических наук, профессора, декана факультета психологии Чувашского государственного университета и члена-корреспондента Международной академии психологических наук Владимира Фоминых. Владимир Фоминых: Недавно я пошел в стоматологическую поликлинику. Ну, там разговорились. Женщина - доктор наук, профессионал высокого класса, хирург-стоматолог. Я говорю: "Как вы думаете, допустим, я очень трушу идти к врачу вырывать зуб или с какой-то другой хирургической проблемой, кто должен оказать пациенту помощь?". "Конечно, - говорит, - я". Я спрашиваю: "А психолог?". "А я сама - психолог". То есть даже не понимает, о чем речь идет. Человек испытывает страшный стресс, а она говорит: "Я все сделаю". Депрессия, стрессы, фрустрации. Это же прямые функции психологов - технология снятия стрессов. Поэтому с врачами у нас очень трудные взаимоотношения, особенно у клинических психологов. Здесь много пересекающихся моментов, и многие эти пересечения не понимают. Если психиатра или психотерапевта спросить - вы психолог? - он всегда вам скажет: "Да, я психолог". Но ни один психолог не скажет, что "я врач-психотерапевт".

ВОПРОС:

Что такое психоанализ?

ОТВЕТ:
           Психоанализ помогает человеку решить внутриличностные проблемы, улучшить его адаптацию, сформировать понятие "жить, а не существовать". Разница между тем и другим, наверное, в качестве жизни. Оно подразумевает отсутствие стереотипов, умение не руководствовать общественными штампами и стандартами, в раскрытии индивидуальности. Ну, а существовать, соответственно, наоборот. К сожалению, это многим знакомо, даже тем, кто преимущественно "живет". Даже у них присутствуют моменты "существования". Не надо стремиться постоянно "жить" - бывают и моменты спадов. Самое главное - степень выраженности "жизни" и "существования". Жизни должно быть существенно больше.....
           Психологи вместе с психоаналитиками считают, что помочь в данном аспекте человеку можно через решение его проблем детства. Психологические травмы, которые ушли в подсознание, амнезированы человеком - он не помнит их во взрослой жизни - мешает ему жить в сегодняшнем дне, заставляет действовать стереотипно, защищаться (использовать такие защитные приемы как агрессия, самоуверенность, либо наоборот - неуверенность, страх, фобия).
           Как правило, через гипноз, иногда с помощью других техник, психолог помогает пациенту позитивно интерпретировать переживания детства. Известно, что психотравмирующим является не само событие, а его интерпретация. Исправляя интерпретацию, пациент меняет отношение, и события начинают помогать ему дальше жить и развиваться.

ВОПРОС:

А физические болезни психотерапевты могут вылечить? Есть такое понятие: все болезни от нервов. То есть многие физические заболевания имеют под собою психологическую основу и, чтобы их вылечить, нужно начать с разрешения внутренних проблем?

ОТВЕТ:
           Существуют болезни, в которых психологический фактор является дополняющим к физиологическому - например, та же язвенная болезнь желудка. В этиологии лежит стресс, но также и нарушение функционирования желудочно-кишечного тракта. Так что, когда мы справляемся со стрессом, язва не уходит, потому что нужно лечить еще и желудок. Психологи так же это понимают. Врачи разводят руками - они не могут найти соматическую причину страдания человека.

Еще Фрейд описывал одну из своих первых пациенток - это была молодая женщина, страдающая парезом правой стороны тела и высыпаниями, которые покрывали ее кожу в виде коросты. Когда Фрейд стал с ней работать, он ввел ее через гипноз в состояние детства, и обнаружил, что в пятилетнем возрасте, когда шла война и семья должна была эвакуироваться, эту девочку положили в поезде рядом с мальчиком, и она увидела, что мальчик лежит, покрытый какой-то коркой. Она начала звать маму, но поскольку это было невозможно - поезд был набит, она была вынуждена переступить через себя и продолжать лежать с этим мальчиком. Война заставила ее переключиться на воспоминание, нежели на переживание этой психотравмы. Через несколько лет после стрессовой ситуации, проблема подсознания вышла с застывшим ощущением (парезом) правой половины тела и необъяснимыми проблемами с кожей. Фрейд, повторно введя ее в гипноз, заставил ее пережить ситуацию по-другому.
           Как я уже упоминала ранее, очень часто на нашу психику действует не столько ситуация, сколько ее интерпертация. Он заставил ее изменить ситуацию и психотравмы не произошло. Женщина выздоровела.

Это хрестоматийный пример, приведенный в книгах, но существует и много других случаев, когда физические страдания человека обусловлены исключительно психологическими проблемами. Об этом можно говорить очень много, отдельная тема - о физической боли. В двух словах можно сказать об этом лишь то, что физическая боль - лишь на 30 процентов боль, которая идет от нарушения работы нервных окончаниях , а на 70 процентов - это личностное реагирование. Мы ее не придумываем, но утрируем, иногда очень сильно. Все зависит от нашего первоначального состояния. Многие замечают, что когда мы счастливы, влюблены, мы можем порезать руку и даже не заметить этого. А в другихслучаях маленькая царапина вызывает катастрофическую боль, хочется все забинтовать, посадить себя на больничный и так далее...Помощь психолога, психотерапевта, психоаналитика полезна практически каждому человеку! Разобраться в себе, освободиться от груза прошлого, наити и развить в себе более эффективные стороны.

ВОПРОС:
           Так почему в России пока недостаточно развита культура обращаться к психологу за помощью?

ОТВЕТ:
           Причин может быть несколько. Первая - безусловно, это наш российский менталитет, некая самонадеянность, самоуверенность, нежелание показывать кому бы то ни было свои проблемы. При внешней экстравертированности внутренняя зажатость, закрепощенность. Вторая причина - неудачный опыт обращения. К сожалению, в любой профессии встречаются люди, недостаточно компетентные, имеющие собственные неразрешенные проблемы. Это касается и психологов, психоаналитиков, психотерапевтов и психиаторов. Поскольку врачи-психотерапевты уже себя очень скомпрометировали - Кашпировский, Чумак и прочие, - на них очень плохо реагируют многие здоровые, нормальные люди. Если у вас болит душа, вы с кем-то поссорились - вы же не побежите в психиатрическую больницу и не будете вызывать на дом психиатра. Эти моменты, связанные с душевным расстройством, как раз требуют вмешательства психолога. История нашей страны была такой, что психология вообще долгие годы не развивалась. Достаточно сказать, что факультеты психологии в Москве и в Петербурге были открыты лишь в 1966 году. Был большой перерыв - больше 30 лет - даже в производстве психологов. Можно сказать, что "психолог" как профессия - это очень молодая профессия. А "клинический психолог" - еще моложе. Поэтому у большей части наших сограждан нет правильного понимания того, чем занимаются психологи, в чем их отличие от психиатров, кто они, чем занимаются отдельные виды психологов - инженерные, клинические, спортивные, педагогические и так далее.
          Единственная, по-настоящему сейчас развернутая большая служба - это служба психологов в школе. И на мой взгляд, как раз эта школьная служба должна была бы сотрудничать с клиническими психологами, потому что именно они выявляют всевозможные психологические проблемы и у школьников, и у их родителей, и у учителей. Поэтому они могли бы в школьной ситуации очень сильно продвинуть профилактическую образовательную программу - чтобы подрастающее поколение знало, куда обращаться в случае необходимости.

ВОПРОС:
           Тогда допустим, что среднестатистический человек понял, что нуждается в помощи психолога. Если таких специалистов мало, да еще меньше из существующих - хороших специалистов, то как найти нормального специалиста? Какая помошь требуется этому среднестатистическому человеку от психолога и как долго? Единовременно, пока не разберется в себе и не избавится от "груза" проблем прошлого? Время от времени? Постоянно или в течение всей жизни?

ОТВЕТ:
           Многое зависит от того, с чем человек приходит на прием к психологу. Все психологи работают по-разному и у всех определенные программы. Я бы сказала, по какой программе работаю я. Сначала изложу ее психологический, даже философский смысл. Считаю, что неправильно привязывать человека к психологу - просто радикально неправильно. Нужно помочь человеку решить проблему, запустить механизм самосовершенствования, научить определенным приемом работы со стрессом – - показать, направить и отпустить с возможностью вернуться, если в этом будет необходимость. Человек не должен жить по указке. Помните, притча такая была, что человек не хотел рождаться, а Господь Бог все-таки спустил его на землю с напутствием: "Я тебе помогу". Человек прожил жизнь, умер, попал на небо, приходит к Господу говорит: "Что же ты, обещал помогать, а не помогал". Бог показывает ему книгу жизни и отвечает: "Смотри, я все время тебе помогал. Смотри - шаги идут параллельно, твои шаги и мои шаги". Человек говорит: "Смотри – а вот здесь я шел один". "А здесь ты шел по моим стопам", - отвечает Господь Бог. Суть психологической помощи должна быть в чем-то схожей. Как правило, решающей обычно бывает первая встреча с психологом. Анализируются "жалобы", побуждение человека и исходя из этого, формируется дальнейший практикум, который может включать от двух до десятков встреч. Но все-таки предпочтительнее работать не более полугода, дальше отпускаешь человека пройти какой-то путь самому, самому попробовать все это реализовать в своей жизни. Повторюсь, что это мой опыт в данной области. Многие психологи работают по-другому, и не согласны с этим. У каждого специалиста - своя профессиональная позиция.

ВОПРОС:
           Допустим человек взял определенный курс, рассчитанный на 3 месяца или полгода. Сколько раз в месяц или в неделю оптимальны посещения психолога или психоаналитика? Какова оптимальная длительность каждого сеанса у психолога или психоаналитика?

ОТВЕТ:
           Раз или два в неделю. Стандартизированное время - не более полутора часов, но бывает и так , что человеку необходимо более длительное время для общения с психологом В большем объеме человек не продуктивен, он устает, информация не фиксируется. Это уже физиологические нормы. Но это в случае плановой работы. В экстренном случае, если человек перенапряжен, и ему нужно проводить сеансы релаксации, можно встречаться даже каждый день. Когда человек заряжается энергией, становится расслабленным, мы переходим к рациональной части психотерапии, используя всевозможные направления и переходим на режим один раз в неделю в течение необходимого времени.

ВОПРОС:
           А что насчет конфиденциальности? Ведь, насколько видно из всего вышесказанного в эфире, пациент передает о себе много достаточно личной информации о себе?

ОТВЕТ:
           Вообще, даже правовые нормы такие существуют. Есть приказ, распространенный по медицинским учреждением за номером 291, в котором прописаны функции психолога-консультанта, а также его права и обязанности. В графе "обязанности" есть пункты - конфиденциальность, а также ответственность за рекомендацию, заключение и прочее. Но даже если вам придется обратиться не в медицинское учреждение, и такой приказ там не будет работать и действовать, дело в личности самого психолога. Для професстонального психолога это подразумевается без всяких приказов - как конфиденциальность, так и самое главное - ответственность за конкретного человека и все то, что будет происходить с ним в процессе психологической помощи.

ВОПРОС:
           Бывает такое, что лечение не помогает? Если это так, то от чего это зависит?

ОТВЕТ:
           Чтобы лечение совсем не помогло - как правило, такого не бывает. Вопрос, насколько оно помогает человеку, насколько эта помощь очевидна, чувствуется самим человеком. Но самое главное в этом следующее - очень часто, приходя в первый раз на прием, человек задает вопрос - "Доктор, вы мне поможете?" Очень интересен ответ на этот вопрос.Возможно более правильным ответом является: "Все будет зависеть от вас" Многие из клиентов считают, что коли они пришли и сели в кресло, то за них все сделают. А потом удивляются, почему с ними ничего не произошло. Мотивация, истинное побуждение человека к самосовершенствованию - вот главный залог успеха в любой психотерапии. К сожалению, такие состояния у людей возникают только в отчаянии. Вот тогда они готовы сделать все, и психотерапия эффективна на сто процентов. Важно понять, что жизнь не ограничивается стандартными рамками, что каждый из нас способен сделать больше! Психолог действительно поможет в любой жизненной ситуации!

ВОПРОС:
           А какие бывают психологи и чем они вообще занимаются?

ОТВЕТ:
           Психологи работают в самых разных областях. Расскажу о некоторых из существующих. Клинический психолог - работает главным образом, в больницах центрах психического здоровья или в консультационных кабинетах. Чаще всего они имеют дело с людьми, кои жалуются на состояние тревог выражающееся в расстройствах функциональных эмоционального или сексуального характера, или же на трудности в общении или преодолен» повседневных неурядиц. Психолог должен уяснить проблему путем бесед с клиентом или психологическим обследованием, а затем выбрать применить наиболее подходящую терапию. Когда мы говорим о "клиническом психологе" - его сфера деятельности коренным образом отличается от деятельности врача-психиатра и врача-психотерапевта. Это две разные вещи. Врач лечит больного. Психолог занимается не лечением.Психолог-клиницист рассматривает пограничные расстройства и осуществляет процесс коррекции, регуляции и так далее. Вот это - самое коренное отличие.
           Врач лечит, психолог корректирует, направляет здорового человека. Психолог чаще всего работает со здоровыми людьми, а врачи - с больными. Сейчас роль психолога поднялась в связи с различными событиями - взрывами и так далее. Туда же не приглашают ни психиатров, ни психотерапевтов, туда приглашают психологов, которые как раз лечат душу человека. Что такое классный хирург? - Это классный слесарь человеческого тела. Что такое психолог? - Это инженер человеческой души. Он лечит тончайшие отклонения души. Многие просто не понимают этого и думают, что раз врач-психотерапевт или врач-психиатр, значит - он психолог. На самом деле врачи-психиатры и психотерапевты имеют очень скудное психологическое образование. Им в первом и во втором семестрах по 16-18 часов общей и немножко клинической психологии дают - все. И заканчивая 5-6 курс, они вообще забывают, что такое психология. Поэтому у врачей-психотерапевтов и у психиатров много проколов. Они чаще всего работают с какой-то патологией. Такой специальности, как психотерапевт, вообще нет. Есть психиатры. И психиатр уже начинает специализироваться в психотерапии. Это только на Западе базовое медицинское и психологическое образование дается одновременно. В рамках специальности "клиническая психология" студенты проходят значительный цикл медицинских дисциплин, которые читаются на старших курсах на медицинском факультете. С самого начала они сдают те же базовые дисциплины, что и на медицинском факультете - анатомия ЦНС, физиология ЦНС, физиология анализаторов, психофизиология, нейрохирургия. То есть многие дисциплины наши студенты-психологи, проходят так же, как и студенты врачебных специальностей.
           Педагог-психолог - его функции — улучшение условий обучения, чтобы они как можно лучше соответствовали потребностям и способностям учащихся. Психолог педагогически занимается разработкой наиболее эффективных методов обучения, в частности, используя открытия психологии когнитивной и теоретиков исследующих процессы обучения. В последние времена некоторые психологи педагогические стали специализироваться в области "управления классом", помогая преподавателям выработать такие психологические и социальные навыки, кои позволяют создать в школе приятную и продуктивную обстановку. Практический психолог. К сфере деятельности пратического психолога относятся психологическая диагностика, выработка рекомендаций по изменению ситуации и непосредственная работа с людьми, основанная на использовании специальных психологических техник. Выбор техник преимущественно зависит от того, на какую психологическую систему ориентирован психолог. Промышленный психолог. Его функции — это помочь служащим выбрать специальность нлн работу, наиболее соответствующую их интересам и способностям. Рекомендации чаще всего основаны на результатах собеседований- или тестов.
           Психологу промышленному иногда поручают организацию программ обучения, направленных на повышение производительности труда и чувства сопричастности к делу предприятия у служащих и рабочих. Он может выступать и как консультант рабочих и предпринимателей и играть важную роль в разрешении конфликтов между ними. В будущем, по-видимому, он все чаще будет привлекаться к пробуждению добросердечия у людей при распределении работы и разделении времени, связанных с реорганизацией деятельности предприятий. Накопление знаний о мотивациях потребителей приводит к тому, что руководители предприятий по производству и торговле потребительскими товарами обращаются за помощью к психологам, стремясь создать оптимальные условия для продвижения товаров на рынок, для рекламы и наилучшего использования торговых площадей. Школьный психолог.Его функции — это помочь учащимся выбрать специальность или работу, наиболее соответствующую их интересам и способностям. Рекомендации чаще всего основаны на результатах собеседований или тестов. Психологу школьному иногда приходится оказывать психологическую поддержку учащимся, если у них возникают трудности, связанные с процессом адаптации: психолог либо помогает учащемуся разрешить проблемы, либо рекомендует соответствующую терапию психологическую. ПСИХОЛОГ-ЭРГОНОМИСТ.Его функции — улучшение условий труда, чтобы они как можно лучше соответствовали потребностям и способностям рабочих. Психологи-эргономисты, основываясь на знаниях о поведении людей и дают рекомендации конструкторам оборудования. В этом смысле они должны одинаково хорошо судить о наилучшем расположении органов управления оборудованием или уметь оценить уровень шума и освещенность, приемлемые для людей в определенных условиях.